Качество продовольственных товаров Под качеством понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности человека.
На качество продовольственных товаров влияют факторы сферы производства:
условия выращивания растениеводческой продукции, качество сырья, полуфабрикатов, материалов, технологии, оборудование, труда производителей; факторы сферы распределения: качество хранения, транспортировки, реализации; факторы сферы потребления: качество краткосрочного хранения, потребления и усвоения.
Качественные характеристики одной или нескольких свойств продовольственных товаров называют показателями качества.
Показатели качества продовольственных товаров бывают одиночными, если определяют одно свойство продукции, например, цвет, консистенция, содержание жиров, кислот, сахаров и т.п., и комплексными, если характеризуют две или более свойств продуктов, например, внешний вид фруктов объединяет форму, размер, цвет и т.д. Показатели качества разделяют также на органолептические, которые определяются с помощью органов чувств: форма, цвет, состояние поверхности, вкус, запах, консистенция и т.п.; физико-химические: удельный вес, плотность, температура плавления, массовая доля воды, сахара, поваренной соли, кислот, жира и т.п.; микробиологические: содержимое сальмонелл, бактерий кишечной палочки дрожжей.
Количественную характеристику показателей качества изучает наука квалиметрия (от лат. юуалітас - качество и греч. метрео - измерять). Физические показатели качества определяют физическими методами с помощью приборов, например, температуру плавления за помощью термометра, плотность жидкостей - пікнометра или ареометра, интенсивность окраски - калориметра, показатель преломления -рефрактометра; химические показатели-химическими методами, например, массовую долю кислот - титрованием раствором щелочи, поваренной соли - титрованием раствором азотнокислого серебра; микробиологические показатели - методами микробиологии, например, снимают пробы из продуктов, сеют их в питательную среду и подсчитывают количество отдельных групп микроорганизмов, что проросли.
Показатели качества пищевых продуктов условно объединяют в группы: показатели назначения, сохранности, эстетические, транспортабельности, безопасности в потреблении.
Показатели назначения характеризуют свойства продукта. К ним относят фасовки, упаковки, маркировки, органолептические, физико-химические, микробиологические показатели.
Показатели сохранности отражают способность сохранять качество продукта в течение определенного срока при оптимальных условиях.
Эстетические показатели - это информационная выразительность товара, привлекательность, рациональность форм, товарный вид упаковочного материала, четкость маркировки, выполнение всех обозначений и т.д.
Другие статьи по теме: - Гибкие упаковочные материалы - Общественное питание - Социально-экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию торгово-производственной деятельности - Этапы планирования ассортимента продукции - Компания «Букмет» уверенно занимает свою нишу на украинском рынке упаковки.
|
|
|